[дат. Den Danske Folkekirke; др. название - Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании], протестант. церковная орг-ция лютеран. толка, крупнейшее религиозное объединение в Дании. Возникла в результате церковных реформ, проведенных в 1536 г. кор. Кристианом III.
В процессе относительно безболезненного перехода от католич. вероисповедания к лютеран. в Дании сложилась церковная структура, во главе к-рой стоит монарх.
История Д. н. ц. после Реформации обычно подразделяется на 3 этапа. 1-й этап, с сер. XVI до нач. XIX в., характеризуется началом распространения Д. н. ц., усилением ее общественного влияния при поддержке королевской власти, рассматривавшей Д. н. ц. как союзника в процессе создания сильного национального государства. Королевская власть посредством ряда законов и постановлений закрепила за лютеранством статус единственного разрешенного вероисповедания.
2-й этап начался в 1-й пол. XIX в., когда внутри Д. н. ц. стали возникать оппозиционные течения, добивавшиеся демократизации религ. и церковной жизни. В частности, подобных взглядов придерживались философ С. Киркегор и свящ. Н. Грундтвиг. Результатом процессов, проходивших в это время под знаком критики церкви, стало принятие 1-й дат. Конституции, провозгласившей свободу вероисповедания, но определившей Д. н. ц. как национальную церковь всех этнических датчан. Как сторонники перемен, так и их противники создали свои орг-ции, борьба между которыми продолжалась на протяжении XIX в. В результате поиска равновесия между разными противоборствующими группами, пытавшимися определить пути дальнейшего развития церкви, зародился тот внутренний строй Д. н. ц., к-рый характеризует ее по сей день.
3-й этап приходится на ХХ в. и отмечен процессом секуляризации, а также определенными экономическими и социально-политическими изменениями, оказавшими влияние и на церковь. Характерной чертой политической жизни Дании является противостояние между социал-демократами, церковными консерваторами и либералами, имевшими разные взгляды на роль церкви в обществе и на ее взаимоотношения с гос-вом. Важным событием стал проведенный либералами в 1903 г. закон о создании приходских советов, к-рый расширял самоуправление приходов и давал прихожанам право участия в выборах пастора. Главной задачей тех лет была разработка церковного устава, к-рый должен был решить все вопросы, касающиеся структуры церкви, наметить основные принципы и нормы ее деятельности, а также добиться автономного статуса Д. н. ц., освободив ее от вмешательства гос-ва. Комиссия по делам церкви, созданная в 1904 г. для подготовки устава и его принятия, состояла из 37 чел.- епископов, пасторов, представителей приходских советов и профессоров теологических фак-тов. Устав, разработанный в виде проекта, не стал офиц. законом, т. к. в парламенте этому воспротивились различные внутрицерковные группы, с разных т. зр. осудившие попытку введения «церковной конституции». Последующее развитие церкви характеризовалось расширением роли мирян в приходской жизни, что выразилось, напр., в законе 1912 г., к-рый сделал приходские советы постоянными и закрепил их решающее влияние на выборы клириков. Приспосабливаясь к новым условиям общественной жизни, Д. н. ц. с 1903 по 1919 г. приняла ряд законов, регулирующих ее экономическую жизнь. Так, была отменена церковная десятина, был введен церковный налог, пасторы стали получать жалованье из бюджета.
Споры церковных консерваторов с либералами вновь начались в 10-х гг. XX в. после выступления пастора А. Расмуссена за пересмотр христ. догматики. Конфликт коснулся и вопроса о форме и характере устройства Д. н. ц. Для консерваторов это стало поводом, чтобы вернуться к вопросу о принятии устава церкви с целью гарантировать сохранение христ. догматов. Эти споры вылились в политическую дискуссию о будущем церковно-гос. отношений. Одним из результатов этого стало разделение Мин-ва культуры на Мин-во просвещения и Мин-во по делам церкви в 1913 г. Также отголоском «дела Расмуссена» стал принятый в 1922 г. комплекс законов о церкви, к-рые еще больше усилили роль приходских советов и сделали их центральным звеном в структуре Датской церкви. Однако с кон. 30-х гг. ХХ в. разногласия противоборствующих сторон по церковному вопросу были преодолены, споры о статусе Д. н. ц. стали неактуальны, и при подготовке новой Конституции в 1953 г. этот вопрос не поднимался. Конституция 1953 г. сохранила все параграфы прежней Конституции, определяющие статус церкви.
Устройство Д. н. ц. характеризуется отсутствием единого общецерковного органа управления. Церковные округа объединены лишь наличием Мин-ва по делам церкви (Kirkeministeriet), которое управляет Д. н. ц. извне. Оно распоряжается церковными деньгами, платит жалованье пасторам и решает проч. проблемы организационного характера. Министр назначает викариев по рекомендации приходских советов. Пробсты и епископы утверждаются монархом по рекомендации министра. Как правило, министр является членом Датской церкви, хотя это и не оговорено в законе. Большинство законов и поправок, касающихся церковных вопросов, предлагает правительство, затем их должен утвердить парламент, к-рому Д. н. ц. законодательно подчинена.
Территория Дании разделена на 10 епархий: Копенгаген, Хельсингёр, Фюн, Лолланн, Фальстер, Ольборг, Виборг, Орхус, Рибе и Хадерслев. В это число не включаются Фарерские о-ва, образовавшие собственную епархию в 1990 г., и Гренландия, получившая епархиальный статус 3 годами позже. Фарерские о-ва имеют 13 приходов, где служат 20 пасторов. Гренландия насчитывает 18 приходов, ок. 30 пасторов. Церковные службы ведутся на эскимосском языке. Особенность церковной жизни Гренландии состоит в наличии большого числа катехизаторов, одновременно исполняющих богослужебные и учительские функции. Во главе каждой епархии стоит епископ, который вместе с начальником адм. округа образует высшую власть. В Дании нет архиепископа, однако епископ Копенгагена имеет первенство чести. Он совершает ординацию новых епископов в кафедральном соборе Копенгагена. Епископы Д. н. ц. ежегодно собираются на общее совещание для обсуждения церковных проблем. Совещание носит консультативный характер. Епископ осуществляет контакт между Мин-вом по делам церкви и духовенством епархии, следит за правильным отправлением богослужения, утверждает предложенные приходскими советами кандидатуры пасторов. Епископу, т. о., принадлежит решающее слово в вопросах теологии, богослужения и других, не входящих в компетенцию Мин-ва по делам церкви. На практике, однако, эти области компетенции трудно разграничить, и это может служить источником конфликтов между епископатом и мин-вом. Епископа назначают после выборов, в которых участвуют духовенство епархии и приходские советы. Кандидат избирается из числа пасторов и для своего избрания должен набрать не менее 2/3 голосов.
Епархии делятся на церковные округа, общим числом 111, во главе с пробстом. В главном городе епархии пробст является зам. епископа на время его отъезда.
Приход - основная адм. единица Д. н. ц. Их насчитывается свыше 2 тыс., причем число прихожан варьируется от 100 до 20 тыс. В каждом приходе есть приходский совет, в к-рый входят от 6 до 15 мирян, избирающихся сроком на 4 года, и пастор. Важная задача приходского совета - избрание новых пасторов. Кандидат должен получить теологическое образование в одном из дат. ун-тов и в пасторской семинарии (6 месяцев учебы после окончания ун-та). Избранную кандидатуру по представлению епископа утверждает министр по делам церкви. В 1947 г. право быть священниками в Датской церкви получили женщины. Это решение было встречено резкой критикой со стороны консервативных богословов. В последующие годы право женщин на рукоположение получило признание во всех епархиях. В наст. время женщины составляют не менее половины студентов пасторских семинарий и ок. 1/3 священнослужителей Д. н. ц.
Приходский совет также исполняет адм. функции, следит за сохранностью церковного имущества и принадлежащих приходу зданий и кладбищ. Вместе с пастором приходский совет определяет время и состав богослужения, решает вопрос использования пожертвований, назначает помощников пастора, органистов, хор и персонал для ухода за кладбищами. Ранее существовали строгие правила относительно видов внебогослужебной деятельности, которую приход имеет право финансировать, но с 1989 г. общины получили более широкие возможности для осуществления различных социальных и образовательных проектов.
В Д. н. ц. существует неск. крупных течений, из к-рых особенно известны 3: грундтвигианство, движение «внутренняя миссия» (Indre Mission) и «Тидеверв» (Tidehverv - перемена, смена эпох), движение лютеран. неоортодоксии, вдохновленное идеями К. Барта.
Грундтвигианство названо по имени его основателя Н. Грундтвига, дат. богослова и автора церковных гимнов, выступавшего в XIX в. за либерализацию Д. н. ц. Для этого течения характерны проповедь универсальности христианства, признание основополагающей роли Крещения и Евхаристии в жизни каждого христианина. Ключевым моментом богословия Грундтвига являлось утверждение приоритета устного свидетельства или «живого слова» над книжным и догматическим знанием, необязательным для углубления в сущность христианства, к-рое можно понять лишь в искреннем духовном устремлении к Богу. Грундтвиг выступал за свободу церкви от вмешательства гос-ва, а также критиковал совр. ему школы за излишний академизм в преподавании. В противовес существующей системе образования он хотел создать народные университеты, к-рые давали бы истинные знания о жизни. Грундтвиг много лет принимал активное участие в политической жизни страны и в качестве члена парламента готовил дат. Конституцию. Его последователи раскололись на неск. течений, по-разному оценивавших его наследие: одни развивали его идеи относительно общинного единства, литургической жизни, участия в церковных таинствах и т. д.; другие восприняли его гуманистические идеалы и активно участвовали в христ. просвещении взрослых, в различных добровольных ассоциациях, а также в политике. Эта часть последователей позже играла ведущую роль в движении народных университетов. К грундтвигианству в наст. время относится большинство пасторов Д. н. ц.
В сер. XIX в. в противовес грундтвигианству неск. ривайвелистскими группами внутри Д. н. ц. было основано консервативное движение «внутренняя миссия», отражающее взгляды лютеран. ортодоксии. Его сторонники подчеркивали, что основой духовной жизни являются личные взаимоотношения с Богом, строящиеся на благочестивом образе жизни и строгом следовании Библии. «Внутренняя миссия» ориентировалась в своей проповеди на пиетическую мораль, считая идеалом христианства пуританский стиль жизни. Движение поначалу состояло в основном из мирян, в т. ч. и негативно настроенных по отношению к духовенству. В 1861 г. движение было реорганизовано под рук. пастора В. Бека и под новым именем «Церковная ассоциация внутренней миссии» превратилось во влиятельное течение внутри Д. н. ц., добивавшееся принятия устава Д. н. ц. и создания верховного органа церковного управления. В наст. время орг-ция контролирует миссионерские дома, просветительские, гуманитарные, молодежные и хозяйственные орг-ции.
Движение «Тидеверв» возникло в 20-х гг. ХХ в. Хотя Дания сохраняла нейтралитет в первой мировой войне, она оказала большое влияние на дат. общество в целом. Экономические и социальные потрясения того времени породили в обществе ощущение того, что европ. культура оказалась на пороге глобальных социокультурных перемен (tidehverv). Движение представляет собой специфический дат. феномен, имеющий корни в диалектической теологии Барта, а также черпающий вдохновение в трудах Киркегора и Р. Бультмана.
Т. о., Д. н. ц. объединяет представителей различных взглядов, к-рые способны сосуществовать в рамках одной конфессии.
Гос-во поддерживает Д. н. ц. материально, ежегодно выделяя из бюджета определенные суммы (они, впрочем, составляют не более 12% годового дохода Д. н. ц.). Основные средства церковь получает от сбора т. н. церковного налога, установленного правительством в 1920 г. Налог платят только члены Д. н. ц., сумма его приблизительно равняется 1% общего дохода налогоплательщика. Часть полученных средств идет на жалованье для пасторов, к-рые не имеют др. дохода. Фиксированная заработная плата установлена для пасторов в 1913 г. Д. н. ц. содержит городские кладбища, финансирует строительство и ремонт храмов, многие из к-рых являются историческими и архитектурными памятниками, ведет регистрацию граждан.
Важнейшей стороной деятельности Д. н. ц. является социальная служба. В Дании существуют специальные школы диаконического служения (Diakonhøjskole), где в течение 4 лет обучаются люди, собравшиеся посвятить жизнь социальной работе. Действуют десятки филантропических церковных об-в, широко распространены об-ва сестер милосердия. Движение «внутренняя миссия» ведет активную социальную деятельность, в особенности с детьми и молодежью, организует многочисленные воскресные школы. Некоторые из благотворительных организаций действуют за рубежом.
Д. н. ц. имеет миссии, гл. обр. в странах Азии и Африки. Дат. миссионерское об-во было создано в 1821 г. Среди миссионеров есть священники, врачи, учителя, инженеры и т. д. В 60-х гг. XX в. для помощи христианам из стран социалистического блока дат. пастор Х. К. Неерсков организовал «Европейскую миссию», нелегально распространявшую в Вост. Европе религ. литературу. В Дании «Европейская миссия» подвергалась резкой критике и клевете со стороны газет, сочувствующих СССР. Одна из форм миссионерства - народные ун-ты для молодежи (Højskole), созданные в Дании по инициативе Грундтвига. Несмотря на то что по окончании курса студенту не выдается диплома, еще не так давно 10-12% молодежи ежегодно проходили обучение в народных ун-тах, к-рые первоначально имели ярко выраженную христ. направленность. В наст. время большая часть их приобрела светский характер. Молодые люди, которые окончили школу, но еще затрудняются в выборе буд. специальности, могут в течение полугода посещать различные курсы, предлагаемые в народных ун-тах, а после этого поступать в высшие учебные заведения. В рамках Д. н. ц. действует большое количество молодежных орг-ций и студенческих движений, к-рые создают кружки, спортивные секции, дискуссионные клубы, организуют путешествия. Важной стороной жизни Д. н. ц. является экуменическая деятельность: осуществлением контактов с религ. орг-циями др. стран занимается Межцерковный совет. В 1939 г. был создан Экуменический объединенный совет, членами к-рого помимо Д. н. ц. являются др. протестант. орг-ции Дании. С 1954 г. действует Об-во помощи Д. н. ц. пострадавшим от стихийных бедствий. С 1947 г. Д. н. ц. является членом Всемирной лютеран. федерации, в 1948 г. вступила во Всемирный совет церквей, в 1959 г.- в Конференцию европейских церквей. По данным на 2005 г., в рядах Д. н. ц. состоит не менее 4,75 млн верующих.